Производственные выгоды возникают в силу того, что основная функция образовательной системы — подготовка будущей рабочей силы. В процессе обучения люди получают знания и развивают навыки, которые способствуют росту производительности труда, когда они начинают работать. Поэтому расходы на образование можно рассматривать как инвестиции, приносящие в будущем выгоды в виде прироста продуктивности. Конечно, связь между образованием и выгодами от повышения производительности труда для одних форм образования сильнее, чем для других. Очевидно, что отдача от специализированного высшего образования выше, чем от общего среднего. Производственные выгоды от работы дипломированного инженера или бухгалтера будут выше, чем от работы специалиста в области филологии или истории искусств. В действительности все формы обучения в той или иной степени способствуют приобретению навыков, полезных на рабочем месте. Рассмотрим, например, выгоды, связанные с базовой грамотностью (умением писать, читать и считать), приобретенной во время школьного обучения. Когда освоены главные способы коммуникации посредством чтения и письма, появляется возможность использования более эффективных технологий во многих видах экономической деятельности. Аналогично базовые навыки количественного анализа позволяют развивать те виды производств, где применяются компьютерные технологии. В конце концов увеличение доли населения, обладающего элементарными знаниями, т. е. основой для более продвинутого обучения, неизбежно приведет к росту численности высококвалифицированных работников. Экономисты говорят о «ценности альтернативы» базового образования, поскольку само его наличие позволяет в дальнейшем сделать выбор в пользу профессионального обучения или повышения квалификации.