Принцип взимания платы за пользование дорогами очень прост, и может быть проиллюстрирован при помощи рис. 7.3. Основная проблема состоит в том, что в рыночной системе девятая и десятая поездки осуществляются, даже несмотря на то, что предельные издержки (включающие издержки переполнения) выше предельных выгод. Очевидное решение проблемы — сделать для водителей ощутимыми совокупные издержки их поездок за счет повышения предельных частных издержек поездки до уровня предельных общественных издержек. Это гарантирует, что только те водители, которые оценивают выгоды от поездки на уровне (или выше) предельных общественных издержек, совершат поездку, и тогда загруженность будет эффективной. Если обратиться к рис. 7.3, это означает введение налога, равного 1,4 ф. ст., на один проезжающий автомобиль при интенсивности потока в восемь автомобилей. Таким образом, частные издержки, создаваемые девятым водителем (т. е. тем, кто после ранжирования выгод от поездки оказался на девятом месте), возрастут до уровня предельных общественных издержек — до 2,4 ф. ст. Столкнувшись с более высоким уровнем частных издержек, включающих налог и превышающих выгоды от поездки, девятый и десятый автолюбители откажутся от поездок по этой дороге (или в определенное время) и, возможно, предпочтут пользоваться личным автотранспортом в другое время, или воспользуются другими видами транспорта, или же вовсе откажутся от поездки.