Вновь обратимся к рис. 8.1. Государство может достигнуть эффективного уровня выбросов, установив налог в сумме 20 ф. ст. с каждой единицы произведенного углекислого газа. В результате такой политики производитель компьютеров предпочтет снизить выбросы до 5 единиц и заплатить с них налог. При уровне выбросов свыше 5 единиц оказывается дешевле снизить объем выбросов, чем заплатить налог, поскольку предельные издержки снижения выбросов ниже 20 ф. ст. Однако при уровне ниже 5 единиц производитель предпочтет заплатить налог, поскольку это дешевле, чем продолжать дальнейшее снижение выбросов углекислого газа.
На практике, устанавливая налог, правительство столкнется со многими из тех же проблем, что имеют место при регулировании объема выбросов. Как и раньше, правительство вынуждено будет действовать в условиях неопределенности относительно предельных издержек снижения загрязнения и предельных издержек ущерба от загрязнения, что может привести к установлению либо завышенной, либо заниженной ставки налога. Если правительство хочет достичь желаемого объема выбросов углекислого газа (например, как в случае со странами, подписавшими Киотский протокол), то количественное регулирование, очевидно, является более надежным способом достижения этого результата. При введении налога государство рассчитывает на ответную реакцию фирм в виде снижения объемов выбросов.