Хорошо известная (и упоминаемая далее в главе 10) проблема регулирования связана с возможностью «захвата» регулирующего органа. Этот термин используется для описания ситуации, в которой те, чью деятельность регулируют, могут убедить регулирующие органы действовать в их интересах, а не в интересах общества в целом. В случае с загрязнением окружающей среды это приведет к установлению разрешенного предела загрязнения на уровне выше социально оптимального. Суть проблемы в том, что отдельные фирмы или отрасли могут манипулировать правительством так, что оно принимает неоптимальные решения. Это может выражаться в более мягких условиях регулирования или слишком низких ставках налога, не обеспечивающих эффективного уровня выбросов.
По сути, как мы увидим далее, основной аргумент против командно-административного подхода состоит в том, что он вряд ли позволит достичь эффективного уровня снижения выбросов.
Налоги Вместо того чтобы напрямую регулировать объемы выбросов, допустимые для отдельной фирмы, можно использовать альтернативный способ достижения эффективного уровня загрязнения: установить цену выбросов и позволить фирмам самим корректировать объемы производимых выбросов. Фактически речь идет о налоге на загрязнение. Это очевидное решение проблемы внешних эффектов, когда недоинвестирование в меры по снижению загрязнения возникает из-за того, что частные потребители и производители не осознают бремени порождаемых ими издержек загрязнения. С помощью налога на загрязнение правительство вынуждает их принимать во внимание эти издержки.