Если у фирм нет средств для снижения загрязнения, то увеличение издержек производства будет скорее всего перенесено на потребителей и приведет к сокращению потребления. Однако, в принципе, внедрение энергосберегающих технологий может привести к снижению цен и, следовательно, увеличению спроса на конечный продукт, компенсируя таким образом затраты на введение энергосберегающих технологий. Это явление известно как эффект бумеранга или обратный эффект. Оно возникает, когда из-за роста эффективности сокращается использование топлива и, следовательно, падают издержки определенных видов деятельности, например отопления домов или автомобильных поездок. Снижение цен на топливо приведет к росту его потребления, например более интенсивному обогреву жилья или более длительным поездкам на машине, и увеличение потребления компенсирует тем самым эффект энергосбережения, вызванный ростом эффективности. Такой эффект менее вероятен в случае с налогами на выбросы углекислого газа (которые мы обсудим далее), поскольку снижение совокупных затрат на энергию из-за роста эффективности компенсируется ростом издержек уплаты налога.