Здесь мы сталкиваемся с примером проблемы морального риска. Это типичная ситуация для любого вида страхования: как уже отмечалось, как только люди застрахуются, они сокращают усилия по предотвращению неблагоприятного события, от которого застраховались, не важно о чем идет речь — о выключении газовой конфорки для предотвращения пожара или о сбережениях на старость. Такая проблема возникает, поскольку страховщик (в данном случае государство) не может эффективно отслеживать действия индивидов; оно не может отделить тех, кто действительно не имел возможности осуществлять пенсионные сбережения, от тех, кто не захотел этого делать. Во многих случаях моральный риск приводит к тому, что частный рынок оказывается неэффективным, как в примере со здравоохранением, который мы рассмотрели в главе 2. В данном же случае государство само создает проблему за счет страхования индивидов против бедности в пожилом возрасте.
Может показаться, что люди пытаются обыграть систему. Но это не так; скорее само наличие системы государственной поддержки меняет оптимальное межвременное распределение ресурсов. Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, предположим, что государство гарантированно предоставляет 4 ф. ст. каждому пенсионеру, чей доход окажется ниже данной суммы, и ничего не платит тому, у кого доход превышает ее. Индивиды могут выбрать равное распределение 10 ф. ст. между двумя периодами (и при этом ничего не получая от государства). Это будет соответствовать совокупным выгодам, равным 80. Или же они могут потратить все 10 ф. ст. в первом периоде, не сделав сбережений, и тогда получат от государства 4 ф. ст. во втором периоде. Это принесет им выгоды в размере 89 единиц. Таким образом, индивидам имеет смысл отказаться от сбережений.