Другим демографическим фактором старения населения стало старение поколения «бэби-бумеров» (данный термин характеризует необычайно многочисленную возрастную когорту). В Великобритании в XX в. наблюдались два всплеска рождаемости. Первый возник сразу после окончания Второй мировой войны, в середине 1940-х, а второй пришелся на конец 1960-х годов. До сих пор эти когорты последовательно пополняли численность работающего населения, но по мере старения они временно увеличат число пенсионеров.
И наконец еще один фактор, влияющий на старение населения в некоторых странах, — это снижающиеся показатели рождаемости. Во всех европейских странах суммарный коэффициент рождаемости находится ниже критического уровня, необходимого для возмещения поколений: считается, что для сохранения стабильной численности населения в среднем на одну женщину должно приходиться 2,1 ребенка. Наиболее высокие значения этого показателя наблюдаются в Ирландии (1,99) и во Франции (1,90). Самые низкие характерны для Германии (1,37), Испании (1,33), Италии (1,32) и Греции (1,27). В Великобритании этот показатель равен 1,74.
В совокупности действие всех названных факторов приводит к росту доли пожилого населения. Прогнозируется, что в 15 странах Европейского союза группа людей в возрасте от 65 лет и старше, составляющая сегодня 15% населения, достигнет 30% уже к 2050 г. В Великобритании этот рост будет несколько медленнее — начиная с 15% населения, наблюдавшихся во время написания этой книги, до 25% к 2050 г. При отсутствии изменений в действующей пенсионной системе увеличение численности пожилых людей вызовет рост пенсионных издержек. В 2004 г. правительство Великобритании назначило независимую комиссию по пенсиям, в задачи которой входили оценка текущего состояния пенсионной системы страны и разработка предложений по ее реформированию. Заключение комиссии было однозначным: нельзя бездействовать. Признавая факт увеличения продолжительности жизни, необходимо сделать сложный выбор между увеличением личных сбережений, ростом налогов, повышением пенсионного возраста или сокращением уровня доходов при достижении пенсионного возраста.
В этом контексте мы рассмотрим цели, которые государство может преследовать в отношении пенсионного обеспечения, фокусируясь на той важной роли, которую пенсии играют в сглаживании индивидуальных доходов во времени. Этому будет посвящен следующий раздел. Далее мы рассмотрим, может ли рыночная система обеспечить выполнение заявленных целей, и обсудим альтернативные формы государственного участия.
Как и в отношении многих других благ, при обеспечении граждан пенсиями государство озабочено достижением целей эффективности и справедливости. Рассмотрим, что подразумевается под каждой из этих целей.