Известна и более мягкая трактовка, согласно которой индивид, обладающий определенными талантами и навыками, будет тем не менее инвестировать в получение высшего образования, чтобы стать более привлекательным для потенциальных работодателей. Роль образования сводится к тому, чтобы повысить продуктивность индивида, но при этом социальные выгоды будут превышать частные выгоды индивида благодаря скринингу [Machin, Stevens, 2004].
И сильная, и слабая трактовки теории скрининга предполагают, что будет иметь место избыточное инвестирование в образование. Таким образом, поскольку образование играет лишь роль фильтра, государственное вмешательство в функционирование рынка образования (особенно высшего) должно быть ограничено.
Приведенные ранее рассуждения позволяют заключить, что свободный рыночный механизм не может гарантировать достижение целей справедливости. Поскольку получение образования означает отказ от заработка сегодня ради потенциальных выгод в будущем, индивиды, не располагающие высокими доходами и хорошими оценками на предыдущей ступени обучения, не имеющие возможности получить кредит, а также не осознающие будущие выгоды обучения, станут меньше инвестировать в образование. Это, как правило, молодые люди из бедных семей. Более того, неспособность рынка решить проблему справедливости будет воспроизводить ее и для следующих поколений. Недоступность образовательных услуг для детей из малообеспеченных семей приведет к тому, что, став взрослыми, они будут получать низкие доходы, что в свою очередь не позволит их детям получить лучшее образование.