Очень важно осознать тот факт, что нежелание получателей пособий больше работать определяется серьезными экономическими причинами. Во-первых, это радикально меняет тон дискуссий. Термин «культура зависимости» изображает бедных как безответственных и ленивых иждивенцев, тогда как на самом деле они всего лишь действуют как рациональные экономические агенты. Во — вторых, это заставляет искать решение проблемы в изменении самой системы пособий, чтобы создать у людей экономические стимулы к труду.
Недавние попытки реформирования «государства благосостояния» в США и Великобритании были сфокусированы на том, чтобы люди получали больший доход от работы: вводились специальные программы льгот для работающих — льготы по налогу на заработанный доход (earned income tax credit — EITC) в США и льготы по налогу для работающих семей (working families tax credit — WFTC) в Великобритании. И в том, и в другом случае речь идет фактически о пособиях с проверкой нуждаемости, но с обязательным условием, что люди работают. На рис. 9.2 иллюстрируется механизм работы программы WFTC. Люди имеют право на получение максимальной налоговой льготы (или, что то же самое, пособия), если они соответствуют установленному критерию, т. е. работают. В Великобритании такой критерий означает, что человек должен трудиться, как минимум, 16 ч в неделю. Однако начиная с некоторого порогового значения суммарного заработка (обозначенного на рис. 9.2 как Т) размер налоговой льготы постепенно снижается с ростом дохода до тех пор, пока индивид не потеряет право на льготу. В рамках программы WFTC темп сокращения задан на уровне 60%. Другими словами, с каждым дополнительным 1 ф. ст. заработка человек теряет 60 пенсов налоговой льготы. Кроме того, право получения льготы есть только у семей с несовершеннолетними детьми. Это требование отражает, с одной стороны, дополнительные нужды таких домохозяйств, а с другой — наличие барьеров входа на рынок труда из-за необходимости оплачивать помощь по уходу за ребенком.