Квазирынок — механизм аллокации ресурсов, который предполагает перераспределение покупательной способности между индивидами с помощью налогов и субсидий, но опирается на конкуренцию независимых поставщиков товаров и услуг (как государственных, так и частных). Примерами могут служить ваучерная система финансирования образования и реформы здравоохранения в Англии и Уэльсе, где независимые больницы и другие поставщики услуг медицинской помощи конкурируют за покупателей.
В сущности, квазирынки — это попытка соединить преимущества рыночной системы, в частности стимулы, которые она создает для повышения эффективности и реакции на нужды потребителей, с преимуществами государственной политики налогов и субсидий, которая призвана обеспечить справедливость. Так, например, в случае с образовательными ваучерами родители выходят на квазирынок не со своими собственными средствами, как это бывает на обычных рынках, а с ваучером, финансируемым государством. Стоимость ваучера устанавливается в соответствии с принципами справедливости. Родители решают, какую школу выбрать, т. е. где «потратить» свой ваучер. А значит, у школ появляются стимулы удовлетворять желания и потребности учеников и родителей, а также эффективно расходовать свои ресурсы.
Квазирынки не свободны от некоторых проблем, характерных для нормальных рынков. Прежде всего это несовершенство информации, и чтобы преодолеть эту проблему, могут предприниматься специальные меры (например, введение института советников, помогающих родителям выбирать школу для ребенка). Однако квазирынки дают интересную возможность организовать предоставление услуг таким образом, чтобы избежать многих трудностей, характерных как для свободного рынка, так и государственной системы.
Как мы видели, и рыночная, и нерыночная системы аллокации ресурсов имеют свои достоинства и недостатки с точки зрения возможностей достижения целей общества. Какую из этих двух систем следует признать лучшей? Очевидно, это зависит от двух обстоятельств: относительного веса, который мы придаем тем или иным целям общества, и от того, в какой степени выбранная система достигает этих целей. Первый вопрос требует ценностных суждений, которые экономисты (оставаясь экономистами) вряд ли могут предоставить. Второй вопрос, однако, требует практических оценок, которыми как раз и занимаются экономисты. Для того чтобы подкрепить доказательствами преимущества или недостатки конкурирующих систем, нужны серьезные эмпирические исследования — как экономистов, так и представителей других наук. Если эта книга пробудила у кого-то из читателей интерес к подобным исследованиям, можно считать, что одна из главных ее целей достигнута.