Существуют различные варианты базовой модели ваучерной системы. При универсальной схеме каждой семье на каждого ребенка школьного возраста предоставляется стандартный ваучер, имеющий одинаковый номинал, отражающий среднюю годовую стоимость обучения ребенка в школе. Если используется схема, учитывающая доход семьи, то номинальная стоимость ваучера будет отличаться в разных семьях. При другой схеме семьям дается право дополнить базовый набор образовательных услуг, предоставляемый семье по ваучеру, другими услугами, сверх государственного минимума, но уже за свой счет. Школы могут назначать плату за обучение выше номинальной цены ваучера: в этом случае родители должны оплатить разницу между установленной школой ценой и стоимостью ваучера. В таком случае ваучерная схема может совмещать гарантированный минимум образования для всех с возможностью расширенного выбора для желающих.
Ваучеры широко распространены в США, где подобные схемы принимают различные формы. В большинстве случаев ваучеры предоставляются семьям с низкими доходами и позволяют им реализовать возможность обучения детей в частных школах благодаря полному или частичному покрытию издержек обучения.
Оценки последствий образовательных реформ, направленных на расширение выбора, привлекли внимание к трем проблемным вопросам [Wilson, Burgess, Propper, 2007]. Первый из них касается показателей, определяющих потребительский выбор, и их влияния на поведение школ. В Англии, Уэльсе и США наиболее доступной является информация о результатах экзаменов. Ко всем школам обычно предъявляется требование публикации баллов, полученных учениками на экзаменах. В Великобритании эти результаты быстро обрабатывают национальные средства массовой информации, и на этой основе формируются рейтинги. Результаты экзаменов публикуются не потому, что школы и преподаватели считают эти баллы единственной целью образования, а потому, что их легче измерить. Критики подобной системы обеспокоены тем, что школы будут уделять слишком большое внимание подготовке к экзаменам в ущерб другим видам образовательной деятельности. У школ также возникают стимулы (а иногда и попытки) к «играм с цифрами». В США действительно имеются свидетельства того, что публикация результатов деятельности школ переориентирует их на «натаскивание к тестам», а также исключение из школ детей, результаты которых ухудшают средние показатели их деятельности.