Экономические выгоды связаны с трудовой деятельностью. Они возникают в силу того, что современные технологии производства требуют сложного взаимодействия между работниками. Образованные люди не только сами обладают более высокой продуктивностью, но и повышают производительность труда других работников, с которыми взаимодействуют. Это происходит из-за того, что образованные работники применяют более эффективные методы руководства и управления, что позволяет их менее образованным коллегам эффективнее использовать фонд рабочего времени. Образование также повышает возможности адаптации и делает человека более гибким, поэтому образованным людям легче реагировать на изменения, вызванные технологическим прогрессом. Гибкость позволяет предотвращать аварии и преодолевать узкие места в производственном процессе. Образование может, таким образом, способствовать более высоким темпам экономического роста.
Против данных аргументов возражают некоторые экономисты, полагающие, что если выгоды являются результатом образования, они не могут считаться экстерналиями. Согласно такому мнению производственные выгоды отразятся на доходах работников, получивших образование, и потому их стоит рассматривать как частные внутренние выгоды.
Ко второй группе относятся неэкономические выгоды. Функция социализации, присущая образованию, может приносить выгоды всему обществу. Благодаря тому что образование способствует формированию общих гражданских принципов, оно в некоторой степени помогает сплотить общество, что выгодно большинству людей. Например, оно может влиять на снижение уровня преступности и на стандарты воспитания детей. Естественно, что образование не всегда создает такие эффекты. Наоборот, оно часто порождает у людей вопросы и недовольство существующим положением вещей, что может иногда стать причиной массовых волнений и даже смены правительства. Те политики, которые в периоды нестабильности ограничивают деятельность университетов, очевидно, убеждены, что образование порождает внешние издержки, а не выгоды.