В данном разделе мы дадим оценку системе, в значительной степени основанной на рыночном механизме распределения. Более подробно остановимся на проблемах финансирования, в том числе использовании грантов и кредитов, зависящих от дохода. Вместе с тем мы также обсудим изменения, касающиеся предоставления высшего образования. Названные проблемы будут проиллюстрированы преимущественно на примере реформ в Великобритании.
В Великобритании доля молодых людей, получающих высшее образование, постоянно растет, но все еще ниже, чем в других странах Европы. Если в 1960 г. каждый двадцатый выпускник школы решал продолжить обучение в университете, то в 2000 г. уже каждый третий выпускник поступал в вуз. Однако рост числа студентов происходит неравномерно. Несмотря на общественные ожидания, на деле сектор высшего образования в основном расширялся за счет обеспеченных граждан. Так, в 1981 г. 20% детей из 20% самых богатых семей получали высшее образование, а спустя 20 лет их стало уже 46%. Если же привести сопоставимые данные о детях из 20% самых бедных домохозяйств, то получится, что доля тех, кто закончил университеты, за 20 лет выросла в этой группе всего лишь с 6 до 9% [Machin, Stevens, 2004]. В 2004 г. правительство Великобритании поставило цель — чтобы к 2010 г. 50% выпускников школ поступали в вузы. Очевидно, что для достижения этой цели должны были быть приложены значительные усилия.