Получение высшего образования

Когда молодые люди (или их родители) принимают решение о получении высшего образования, они, по сути, решают инвестиционную задачу: стоит ли делать расходы в текущем периоде ради получения дополнительного дохода в будущем? Проиллюстрируем далее, как индивиды принимают решение о получении высшего образования (аналогичные рассуждения можно провести и для анализа решения об инвестициях в обучение на более ранних ступенях).

Рассмотрим студента, который имеет необходимый уровень знаний для поступления на трехлетний курс обучения в университете и теперь рассматривает две возможности — продолжить свое обучение или сразу выйти на работу. Чтобы определиться с выбором, студент должен взвесить относительные издержки и выгоды каждого варианта.

Примерный временной горизонт для представления потоков издержек и выгод изображен на рис. 3.1. На графике отражены возможные издержки и выгоды студента в случае, если он продолжит образование, по сравнению с ситуацией, когда он сразу выйдет на работу. Заштрихованные области А + В отражают издержки студента, которые он понесет в результате обучения по трехгодичной программе. Область А представляет собой дополнительные издержки, связанные с обучением, по сравнению с ситуацией, когда индивид предпочел бы выход на работу. К ним относятся расходы на книги, проживание, непосредственно стоимость обучения и т. д. Область В отражает альтернативные издержки упущенного дохода. Они рассчитываются как разница чистых доходов, которые получал бы индивид, не будь он в это время студентом, и возможных заработков которые студент мог иметь параллельно с обучением в период с 18 до 21 года. Естественно, при этом предполагается, что доход, на который может рассчитывать студент, будет существенно ниже того заработка, который он мог бы получить, если бы работал полный рабочий день. Область С характеризует выгоды, связанные с получением диплома о высшем образовании. Это означает, что примерно к 30 годам и далее в течение всей трудовой карьеры у индивида, имеющего высшее образование, доход будет выше, чем если бы он не продолжил обучение. Сравнивая величину С с суммой А + В, студент сможет оценить примерную норму отдачи от инвестиций А + Вв образование. Это и есть инвестиции в человеческий капитал.

Похожие записи

  • 28.02.2015 Рыночная система Крайне маловероятно, что рыночная система сможет обеспечить такое распределение ресурсов в обществе, соответствующее какой - либо из названных выше целей. Как минимум, в обществе всегда […]
  • 31.01.2015 Парниковые газы Важно понимать, что изменение климата существенно отличается от многих других социальных проблем, рассматриваемых в данной книге. По сравнению, например, со здравоохранением, образованием, […]
  • 07.02.2015 Полицейское патрулирование Проиллюстрируем это на простом примере. Предположим, что для сокращения преступности имеется только один инструмент — полицейское патрулирование. Задача государства — определить […]

Добавить отзыв


Обязательные поля помечены *

Имя: *

E-mail: *

Ваш e-mail не будет опубликован.

Ваши мысли:*