Но можно ли быть уверенными, что рынок будет функционировать именно таким образом? На практике рыночно-ориентиро — ванная система образования — скорее редкость. На самом деле во многих странах ОЭСР государства покрывают более 90% совокупных расходов на образование [OECD, 2007b]. Это заставляет предположить, что свободный рынок в предоставлении и финансировании образовательных услуг характеризуется известными провалами, которые мешают достижению эффективности или справедливости. Два основных источника неэффективности — несовершенство информации и экстерналии.
Концепция инвестиций в человеческий капитал предполагает, что если чистые приведенные выгоды от инвестиций в образование положительны, то студенты или их родители смогут взять кредит для финансирования этих инвестиций, и рынок капитала (банки или другие кредитные учреждения) будет предоставлять кредиты на образовательные цели. Но на практике эти условия не всегда выполняются. Сравним ипотечный кредит с кредитом на получение университетского образования. В случае ипотечного кредита будут оговорены сроки его предоставления (предположим, 25 лет) и ставка процента. Также будет определен ежемесячный платеж, который может меняться с изменением процентной ставки. Покупка дома является операцией с относительно низким риском: покупатель обычно знает, что он приобретает. Дом скорее всего никуда не исчезнет, а в случае снижения дохода покупатель всегда может продать дом и вернуть кредит. Таким образом, поскольку дом является обеспечением выполнения обязательств по кредиту, цена кредита не будет высокой.