Проблема мотивации занятых в государственном секторе касается не только профессионалов, но и менеджеров и бюрократов. Например, бюрократы-«мошенники» могут стремиться максимизировать свой бюджет. Это значит, они заинтересованы в увеличении собственных доходов и повышении своего статуса за счет роста числа подчиненных и, следовательно, общего бюджета организации или подразделения. Подобные стремления не имеют ничего общего с оказанием общественных услуг.
В отличие от «мошенников», государственные служащие, которых мы называем «рыцарями», в первую очередь озабочены благополучием потребителей, а значит, и качеством оказываемых услуг. Следовательно, они не станут жертвовать качеством своей работы ради собственных доходов. Например, доктора-«рыцари» будут оказывать пациенту ровно такую помощь, которую считают необходимой, независимо от того, как эта помощь оплачивается. Однако и здесь возникает проблема, поскольку у врачей нет стимулов думать о цене медицинской помощи, которую они предоставляют. Поэтому они могут оказывать такие услуги, которые действительно приносят выгоду пациенту, но эта выгода с общественной точки зрения меньше издержек. Другими словами, у «рыцарей» отсутствует мотивация к предоставлению услуг на общественно-эффективном уровне.
Итак, отсутствие конкуренции, фактическое или потенциальное, и значит, опасности поглощения, а также наличие «рыцарской» мотивации у работников государственного сектора подавляют стимулы к сокращению издержек, в то же время другой тип мотивации — мотивация «мошенника» — может привести к снижению качества услуг в сравнении с затратами. Следовательно, предельные издержки предоставления услуг государством в общем случае будут выше, чем предельные общественные издержки производства.