Как должно быть ясно из приведенных примеров, хотя все формы государственного регулирования могут дополнять одна другую, в принципе это не обязательно. Вполне возможно представить себе систему государственного обеспечения без субсидий, или систему, основанную на субсидировании без прямого обеспечения и регулирования, или регулирование без субсидий и т. п. Более того, одна форма регулирования может замещать другую. На самом деле большинство дискуссий по вопросам политики в тех областях, которые мы рассматривали, сосредоточено сегодня именно на возможностях такого замещения. Например, в образовании и здравоохранении в настоящее время идут реформы, направленные на замещение действующих систем государственного обеспечения услугами и субсидирования определенными формами квазирынков. В квази — рыночной системе государство по-прежнему продолжает субсидировать услуги, однако перестает само их предоставлять. Вместо этого оно тем или иным способом финансирует независимых поставщиков, чтобы обеспечить производство тех же услуг. Для обеспечения эффективного расходования средств государство расширяет область своего регулирования, а именно начинает контролировать деятельность частных производителей, получивших государственные средства. Таким образом, квазирынки — это комбинированная система государственных субсидий и регулирования, которая делает менее важной (или вовсе упраздняет) роль государства как производителя услуг.
Каковы возможные последствия тех или иных форм государственного вмешательства с точки зрения эффективности? Аргументы в каждом случае будут свои, поэтому важно рассмотреть названные формы по отдельности.