Есть много причин полагать, что уровень государственного обеспечения населения товарами или услугами будет отклоняться от социально-эффективного уровня их производства. Во-первых, государственные поставщики — монополисты, и на самом деле их монопольный статус гарантирован государством. Следовательно, рынок, на котором они действуют, нельзя назвать конкурентным, вход на него для других производителей либо затруднен, либо вовсе невозможен. Тот факт, что поставщики-монополисты принадлежат государству, означает, что им не грозит банкротство, управляющим не нужно отчитываться перед акционерами, нет угрозы поглощения конкурентами. Следовательно, у государственных производителей отсутствуют стимулы к повышению эффективности.
Можно сказать, что подобные рассуждения игнорируют различия между теми, кто работает в государственном секторе и трудится в частных компаниях. Речь идет об индивидуальной мотивации. Есть точка зрения, что работники в государственном секторе трудятся не ради прибыли или собственного интереса, но стремятся оказывать качественные услуги людям, которым призваны помогать, что существует своего рода этика государственной службы. Если использовать метафору одного из авторов этой книги, государственные служащие — скорее «рыцари» (вдохновенные альтруисты), чем «мошенники» (эгоисты, преследующие собственные интересы). То есть врачи, работающие в государственной больнице, заботятся не о доходах собственного учреждения и не о своих заработках, а о здоровье пациентов; учителя государственных школ беспокоятся о благополучии своих учеников, а не о выгодах для школы.
=