В Великобритании подобная система работала с 1945 по 1990 г. Более 90% детей посещали местные государственные школы, где образование предоставлялось бесплатно, 7% детей, которые учились в частных школах, в основном происходили из обеспеченных семей. Финансирование школ не зависело от результатов работы, а показатели их деятельности не публиковались.
В последнее время росла волна критики в адрес сложившейся системы: под сомнение ставилась эффективность применяемых методов прямого предоставления образовательных услуг государством и их субсидирования. В частности, нарекания вызывали отсутствие гибкости монопольной государственной системы школьного образования, ее неготовность отвечать потребностям учеников, их родителей и работодателей. Неудовлетворенность сложившейся системой привела к реформам школьного образования, целью которых было расширить потребительский выбор и, как следствие, добиться реакции поставщиков образовательных услуг на запросы потребителей. Проводимые реформы были направлены на усиление роли ценового механизма, способствующего повышению эффективности работы образовательных учреждений [Le Grand, 2007]. Краеугольным камнем системы образования остается сохранение бесплатного (или почти бесплатного) обучения в школе, однако при этом у родителей должно быть больше возможностей для выбора, у школ — выше вознаграждение при росте числа учеников, а у общества — больше доступной информации.