На протяжении более чем 30 лет, начиная с 1970-х годов, целью государственной жилищной политики в Великобритании было создание условий, позволяющих каждому человеку иметь «достойное жилье по приемлемой для него цене». Такая формулировка отражает ценность жилья как одной из базовых человеческих потребностей, а также тот факт, что рынок жилья без постороннего вмешательства вряд ли справится с обеспечением этой потребности. В данной главе рассматриваются провалы рынка, наличие которых объясняет необходимость государственного вмешательства в функционирование рынка жилья, и различные меры, которые могут быть предприняты в рамках жилищной политики.
В Великобритании государственное вмешательство на рынке жилья принимает различные формы. Во-первых, этот рынок значительно регулируется — начиная с установления правил использования земельных участков и заканчивая введением стандартов качества жилых помещений. Во-вторых, государство субсидирует спрос на жилье путем частичной или полной оплаты аренды жилья для семей с низкими доходами (посредством жилищных субсидий), а также с помощью предоставления специальных налоговых льгот для владельцев недвижимости. Существуют и специальные государственные программы, предназначенные для отдельных социальных групп, приобретающих недвижимость. Наиболее масштабная и известная программа — «Право на выкуп» (Right to Buy). Она позволяет людям, арендующим жилье в домах, принадлежащих государству, выкупить его по цене, ниже рыночной. Наконец у населения есть возможность арендовать социальное жилье, финансируемое государством и предоставляемое нанимателю либо напрямую им самим, либо некоммерческими организациями по заниженной (по сравнению с рыночной) ставке арендной платы. Исторически расходы на социальное жилье были больше, чем расходы на субсидирование спроса. После Второй мировой войны у государства было больше возможностей по сравнению с частным сектором для того, чтобы снести старые обветшалые здания и на их месте построить достаточно новых. Однако впоследствии баланс изменился в пользу субсидирования спроса, и на момент написания этой книги субсидии составляли две трети от совокупных 16 млн ф. ст. прямых расходов государства на жилищную сферу (по сравнению с 18% в 1975 г.).