В целом, как мы убедились, применение ценовых сигналов и прочих рыночных механизмов дает возможность повысить эффективность в сфере предоставления образовательных услуг. Однако есть опасность, что они одновременно будут препятствовать достижению справедливости. Поэтому разработку и внедрение новых инструментов необходимо проводить чрезвычайно осторожно и искать баланс между либерализацией и регулированием.
Пенсии формируют значительную часть государственных расходов. В странах ОЭСР расходы на пенсионное обеспечение составляют в среднем 7,4% валового внутреннего продукта (ВВП), а в 15 странах Европейского союза — 8,2%. В Великобритании совокупный объем ресурсов, расходуемых государством на обеспечение доходов пенсионеров, чуть ниже среднего для стран ОЭСР уровня и немного превышает 6% ВВП.
Во многих развитых странах пенсионные системы испытывают большую нагрузку из-за старения населения (и, в частности, растущего числа пенсионеров по отношению к численности работающего населения). Ключевой фактор старения населения — увеличение индивидуальной продолжительности жизни. В Великобритании средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчины в возрасте 65 лет сегодня составляет 19 лет, по сравнению с 12 годами в 1950 г. Ожидается, что к 2030 г. она еще возрастет до 21 года, а к 2050-му — до 21,7. Продолжительность жизни женщин еще выше и тоже постоянно увеличивается, хотя и более медленными темпами. На самом деле рост ожидаемой продолжительности жизни в будущем может оказаться еще значительнее: прогнозирование этих показателей чрезвычайно неточно, поскольку они зависят от развития медицины и изменений в поведении людей (в том числе питания и курения). Сделанные в прошлом прогнозы обычно сильно недооценивали последующие изменения. Так, составленный в 1981 г. специалистами департамента актуарных расчетов правительства Великобритании прогноз предполагал, что средняя продолжительность жизни мужчины в возрасте 65 лет в 2004 г. будет составлять 14,8 года, что оказалось намного ниже фактического значения.