Действие рыночного механизма

Что должно делать государство, учитывая, что неэффективное действие рыночного механизма приводит к перегрузке дорог? Мы рассмотрим три возможные меры, а именно увеличение пропускной способности дорог (и развитие других видов транспорта), ограничение числа транспортных средств и введение платы за пользование дорогами.

Эффект переполнения возникает из-за того, что слишком много автомобилей передвигается в рамках ограниченной дорожной сети. Часто высказывается мнение, что эту проблему можно решить за счет строительства новых дорог или расширения существующих. Это не всегда возможно в тесно застроенных городских районах, но выполнимо для перегруженных дорог, соединяющих разные населенные пункты. Естественно, строительство новых магистралей дорого обходится государству, но расходы на расширение уже имеющихся дорог могут быть существенно ниже прогнозируемых издержек их переполнения (последние в 2005 г. оценивались в 22 млрд ф. ст.).

Проблемы дорожного строительства удобно анализировать с помощью уже известного нам по предыдущим разделам инструментария. С увеличением пропускной способности автодороги уровень загрузки, при котором предельные частные издержки дополнительного автомобиля начинают расти (и соответственно кривые частных и общественных предельных издержек начинают расходиться), будет сдвигаться вправо, соответствуя более высокой интенсивности потока машин. В принципе (если мы проигнорируем внешние эффекты от загрязнения окружающей среды и от несчастных случаев), можно добиться такого увеличения пропускной способности дорог, при котором кривая спроса пересечется с горизонтальным отрезком кривой предельных частных издержек. В этой точке пересечения эффективное решение будет получено благодаря действию рыночного механизма. Конечно, вслед за увеличением пропускной способности дороги возрастет и спрос, поскольку частные предельные издержки станут ниже при более высокой интенсивности потока. Но при этом не возникнет внешних издержек переполнения, соответствующих более высокому уровню спроса.

Похожие записи

  • 02.03.2015 Принципиальный вопрос Другой принципиальный вопрос: каким образом оценить издержки и выгоды, которые проявятся в далеком будущем. Ущерб, вызванный одной единицей выбросов углекислого газа сегодня, сказывается […]
  • 04.01.2015 Системы правоприменения По мнению Лэндса и Познера, проблема предлагаемой Беккером и Стиглером приватизированной системы правоприменения в том, что она не позволяет государству выбирать параметры строгости […]
  • 01.02.2015 Изменение климата Как и прежде, эффективность является основной задачей государственной политики. Авторы Отчета Стерна постарались количественно оценить и монетизировать издержки изменения климата для […]

Добавить отзыв


Обязательные поля помечены *

Имя: *

E-mail: *

Ваш e-mail не будет опубликован.

Ваши мысли:*