Рыночная система и пользование автодорогами С учетом тех издержек и выгод пользования автодорогами, о которых говорилось выше, мы можем теперь обсудить, будет ли рыночная СИстема обеспечивать эффективный уровень использования дорог. Он достигается, когда чистые выгоды (совокупные выгоды минус совокупные издержки) оказываются максимальными. Поэтому нам необходимо учесть выгоды, приносимые каждой поездкой, и возникающие при этом издержки — как частные, так и внешние. Остановимся здесь на обсуждении издержек переполнения — как для простоты анализа, так и потому, что они составляют большую часть внешних общественных издержек пользования автодорогами. Однако похожие рассуждения можно провести в отношении внешних эффектов и от загрязнения окружающей среды, и от несчастных случаев на дорогах.
Когда на дороге машин немного, каждый из автомобилей может ехать свободно и с той скоростью, которую выбирает водитель (в рамках установленных ограничений), не мешая при этом другим транспортным средствам. Однако по мере увеличения потока машин (который мы можем измерить количеством автомобилей, проезжающих за минуту) с некоторого момента автомобили начинают замедлять скорость движения друг друга, и это замедление становится все значительнее с увеличением транспортного потока. Дорога становится переполненной. Как только дополнительные машины вливаются в этот поток, его скорость замедляется, и это создает издержки для других водителей. Простейший числовой пример, демонстрирующий суть данной проблемы, приведен в табл. 7.1.