Статистические данные

Статистические данные говорят о неравенстве доступа к высшему образованию. В 2000 г. треть молодых людей старше 18 лет, проживающих в Англии и Уэльсе, поступили в высшие учебные заведения. Это в 2 раза больше, чем десятью годами ранее, и почти в 7 раз больше, чем в 1960 г. Однако среди малоимущих групп населения доля получающих высшее образование оставалась низкой. Так, в 2001 г. четверо из пяти молодых людей, чьи родители имели квалифицированную работу, получали высшее образование. В семьях, где родители трудились на низкооплачиваемой работе, только каждый шестой выпускник школы становился студентом. Масштабы неравенства с 1960-х годов не просто сохранились, но даже увеличились, несмотря на рост сектора высшего образования [Machin, Stevens, 2004].

В этой главе мы рассмотрим альтернативные способы финансирования и предоставления образования. Начнем с описания целей, преследуемых обществом в вопросах образования. Затем проанализируем «за» и «против» рыночного обеспечения и финансирования образования. Для этого за отправную точку анализа возьмем наиболее принятый среди экономистов подход к образованию — концепцию человеческого капитала. Изучив названную концепцию, мы затем применим ее, чтобы показать, почему рыночная система может не привести к достижению целей общества и, следовательно, требует государственного вмешательства. В последней части главы мы обсудим, каким образом рыночные механизмы могут быть использованы для повышения эффективности и социальной справедливости в сфере образования.

В общем виде цели эффективности можно определить как достижение такого объема образовательных услуг (или размера системы образования), который обеспечит максимизацию агрегированных чистых выгод общества. Для того чтобы перейти к рабочему определению, нам необходимо идентифицировать издержки и выгоды общества от обеспечения населения услугами образования. Издержки оценить относительно легко: они включают затраты на оплату труда учителей, на покупку книг и расходных материалов, строительство и содержание школ, колледжей и т. д. Выгоды же от системы образования не столь очевидны. Тем не менее содержательно можно выделить две группы выгод, которые возникают при любой системе образования. Назовем их производственные выгоды и общественные выгоды.

Похожие записи

  • 16.01.2015 Расходы обучения И хотя выпускники школ и родители в действительности, скорее всего, не проводят подобных расчетов, такой метод анализа позволяет понять, что текущие расходы обучения должны каким-то […]
  • 29.01.2015 Реформы в Великобритании В данном разделе мы дадим оценку системе, в значительной степени основанной на рыночном механизме распределения. Более подробно остановимся на проблемах финансирования, в том числе […]
  • 29.12.2014 Процент среднего дохода Бедность может определяться в относительных и абсолютных терминах. Относительная бедность задается некоторым пороговым значением в сравнении с доминирующими в обществе жизненными […]

Добавить отзыв


Обязательные поля помечены *

Имя: *

E-mail: *

Ваш e-mail не будет опубликован.

Ваши мысли:*