Кроме того, можно утверждать, что рыночная система способствует воспитанию в людях уважения к окружающим. Не так давно группа антропологов исследовала рыночную ориентацию представителей туземных племен Латинской Америки и Восточной Африки. Они обнаружили, что чем менее рыночно-ориентировано общество, тем менее вероятно, что участники психологических экспериментов проявляют такое качество, как щедрость. В целом антропологи утверждают, что люди, имеющие опыт рыночных взаимодействий, менее склонны к эксплуатации и строят свои отношения с окружающими на справедливой основе [Henrich et al., 2001].
Подводя итоги, можно сказать, что рыночная аллокация ресурсов в отсутствие государственного вмешательства вряд ли позволит полностью обеспечить достижение целей эффективности и справедливости, также как и других целей общества. Однако это вовсе не означает, что государство обязательно должно вмешиваться во всех случаях, поскольку такое вмешательство может только ухудшить ситуацию — снизить эффективность или усугубить неравенство по сравнению с теми результатами, которые достигнуты рынком. Следовательно, необходимо проанализировать возможные формы государственного вмешательства и оценить, насколько они позволяют достичь целей общества.
В предыдущих главах мы различали три формы государственного вмешательства: прямое обеспечение благами (товарами, услугами, денежными пособиями), политика налогов и субсидий и регулирование. Прямое обеспечение предполагает, что государство само владеет и управляет институтами, которые производят и предоставляют гражданам определенные товары и услуги, и нанимает для этого работников. Примерами могут служить государственные больницы и школы, дорожная система, государственное жилье и полицейская служба.